Лакаб

Это слово с арабского языка можно перевести как «прозвище». Но уже в истории мусульманских государств оно имело немного другое значение, что-то вроде титула, а может, названия должности или звания. Уже в I в. новый титул халифа Омара и прозвище омейядского правителя Язида Второго объединили в один термин — лакаб. Кстати, у правителя Язида Второго было насмешливое прозвище Накис — «недостаточный». Правители из династии Аббасидов стали первыми получать почетные лакабы. Эти лакабы со временем вытеснили их настоящие имена. К примеру, старший брат первого правителя ас-Саффаха носил имя Мухаммед ибн Али, но получил известность под лакабом ал-Имам, что означает «глава мусульманской общины». Однако он так и не успел взойти на трон. Да и не совсем понятно происхождение лакаба ас-Саффах. Можно ссылаться на арабского историка ат-Табари, который писал, что правитель взял себе такое прозвище, чтобы держать в страхе династию правителей Омейядов (661—750 гг.), поскольку его можно перевести как «проливающий много крови». Но есть еще и другое происхождение этого прозвища — от слова «щедрый». К тому же в доисламской поэзии так называли человека, который радушно принимал своих гостей и готов был зарезать сколько угодно скота, чтобы все гости были довольны и мяса было вдоволь.

И уже в IX в. аббасидские правители ввели обязательную систему титулов — лакабов. Первоначально такие почетные титулы давались лишь за особые заслуги и лишь в качестве высшей милости. К примеру, правитель ал-Мамун наградил полководца Тахира лакабом Зу-л-Яминайн, что значит «обладатель двух десниц». Для своего правителя Тахир завоевал престол.

А с 903 г. лакабы с окончанием ад-Даула становятся частью имени каждого известного лица в государстве. Это стало действовать после того, как аббасидский правитель наградил своего помощника, визира Абу-л-Касима почетным титулом — лакабом Вали ад-Даула, что значит «управляющий», или «заведующий».

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

В основном лакабы присваивались за заслуги перед халифом или султаном, перед «отечеством». Но так было лишь в самом начале, когда лакабы только стали входить в моду. После XI в. все стало иначе, теперь значение лакабов резко упало. В итоге порядок их присвоения стал так запутан, что это стало поводом для насмешек со стороны писателей и…

Прадед Мухаммада носил имя Абдулманаф, что значит «раб Манафа», т. е. имя, посвященное одному из идолов. И это имя вошло практически во все родословные пророка Мухаммада. Можно сделать вывод, что мусульманское духовенство пропустило такое явное нарушение запрета. Этот запрет был наложен на все языческие имена, в том числе и на идолопоклоннические имена. Источник: Хигир Б.,…

Один из самых распространенных элементов личного имени у татар — «мин», что значит «родинка». Возможно, по старым преданиям родинка приносила счастье, а если к самому имени прибавить этот элемент, то ребенка можно оградить от несчастья. Так появились имена Минлебикэ, что значит «госпожа», «родинка-хозяйка»; Минлебай, что значит «родинка-богатырь»; Минленур, что означает «родинка-луч» и т.п. По мере…

Человек у арабов мог становиться знаменитым и по кунье. Куньей считают особое наименование по дочери или по сыну. К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана». Кунья называется по имени старшего сына или дочери. А пророк Мухаммед имел кунью Абу-л-Касим, но тем не менее в исторических сведениях не…