Кунья

Человек у арабов мог становиться знаменитым и по кунье. Куньей считают особое наименование по дочери или по сыну. К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана». Кунья называется по имени старшего сына или дочери. А пророк Мухаммед имел кунью Абу-л-Касим, но тем не менее в исторических сведениях не указано, что у него был старший сын по имени Касим.

К тому же еще при жизни Мухаммада в обычай вошло детям давать наряду с аламом и кунью. Сам выбор куньи всегда подчиняется особым правилам, в которых между куньей и аламом можно будет легко установить определенную ассоциативную связь. К примеру, к именам Хасан и Хусейн в основном присоединяли специальную кунью Абу Али. Значит, здесь в качестве почетного звания или прозвища было имя самого отца и имя сына, который был назван в честь исторического или мифического лица. Основа «Абу» арабского происхождения и означает «отец». Но уже в имени-кунъе оно утрачивает это значение, со временем превращаясь только в формальный показатель. В итоге связь между куньей и аламом становится со временем все более и более незначительной.

Через некоторое время кунья выступает как: особый социальный знак, статус. К примеру, куньи Абу Мансур, что значит «победитель», Абу Наср — «победоносный», подобные стали принадлежать отныне только представителям верхних слоев общества.

Хотя кунья могла быть у любого мусульманина, по самой кунье могли называться практически все. Особой милостью считалось для любого подданного, когда его кунью произносили при вышестоящем лице.

А во времена правления династии Газневидов (977—1186 гг.) в церемонии награждения приближенных, в которой участвовал сам султан, слуга специально громко выкрикивал кунью человека, которого будут награждать. Делалось это непосредственно перед тем, как его коня должны были подвести к шатру. Но называть себя по кунье считалось просто-напросто неприличным.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

У арабов в домусульманской антропонимии чаще всего считалось личное имя — «нему аламин». Хотя есть советские люди арабского происхождения, которые настаивают на приставке к имени — «исм», в особенности когда речь заходит о личных именах, но в зарубежной литературе употребляют термин «алам» (ударение на первый слог). Но стоит помнить, что «исм» в арабском языке является…

Считается, что в каждой мусульманской семье должен быть мальчик. Но бывало так, что рождались только одни девочки, а родители хотели сына. Тогда в этом случае родившуюся девочку нарекали «брат» или «сын». Тем самым родители хотели, чтобы духи узнали о том, что у них родился мальчик. Духи должны были разувериться в действиях своих чар и перестали…

В некоторых семьях бывало так, что дети часто умирали. И люди в те времена не могли найти или понять причину таких событий. Тогда они искали спасения в именах-заклинаниях. Так, к примеру, у тюркоязычных народов можно встретить такие имена, как узбекское Турди и туркменское Дурды, что значит «остался», а также имена Турсун и Дурсун, что значит…

Это слово с арабского языка можно перевести как «прозвище». Но уже в истории мусульманских государств оно имело немного другое значение, что-то вроде титула, а может, названия должности или звания. Уже в I в. новый титул халифа Омара и прозвище омейядского правителя Язида Второго объединили в один термин — лакаб. Кстати, у правителя Язида Второго было…