Бритье головы младенца

По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), желательно (мустахаб) побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос[12].

Говоря о желательности бритья головы младенца и подаяния серебром (или в виде его эквивалента в каких-либо денежных единицах), ученые исламского права приводят в подтверждение следующие несколько хадисов.

Имам Малик в своей книге “Аль-муватто” передает от Джа‘фара ибн Мухаммада, от отца его: “Фатима (да будет доволен ей Аллах) взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зайнаб и Умму Кульсум[13] и в качестве подаяния выплатила серебро, равное весу этих волос”[14]

От имама ‘Али известно, что “посланник Аллаха принес в жертву барана после рождения Хусейна и сказал: “О Фатима, постриги его голову и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос”. Когда она взвесила волосы, их вес был равен одному дирхаму[15]  или какой-то части дирхама” (св. х. аль-Хакима)[16].  

От Анаса ибн Малика известно, что Пророк велел постричь его внуков Хасана и Хусейна на седьмой день после их рождения. После того, как они были пострижены, в качестве подаяния было роздано серебро, вес которого равнялся весу их волос.


[12] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2751.

[13] Дети ‘Али ибн Абу Талиба и Фатимы, внуки Пророка.

[14] См.: Имам Малик. Аль-Муватто. С. 399-400, глава “аль-‘Акыка”, хадисы № 2, 3.

[15] Дирхам – серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

[16] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 280, хадис № 4567, “сахих”.

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к радостному и счастливому событию. Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Так, Всевышний повествует о благовещении пророка Закарии (мир…

Чтение азана и икамата[4]. Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое – можно прочитать икамат. Абу Рафи‘ сказал: “Я видел, как Пророк после того, как Фатима[5]  родила Хусейна, прочитал в его ухо азан” (св. х….

Исходя из шариатских установлений, рекомендуется положить в рот новорожденному тщательно прожеванный финик. Делается это следующим образом: финик тщательно прожевывается (например, матерью младенца), после чего пальцем берется его небольшая часть и кладется в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта так, чтобы прожеванная масса коснулась всей ротовой полости. При отсутствии финика…

Имянаречение[17] В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца. От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после его рождения]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в…

В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то – в любой другой день. Салман ибн ‘Амир ад-Дабби говорил: “Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и…