Главная / Мусульманские имена со значением / Рождение ребенка в Исламе / Жертвоприношение по случаю рождения ребенка

Жертвоприношение по случаю рождения ребенка

В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то – в любой другой день.

Салман ибн ‘Амир ад-Дабби говорил: “Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: “С ребенка – “аль-‘акыка”. Так принесите за него жертвенное животное, [тем самым] удалите от него вред и боль”[23]  (св. х. аль-Бухари)[24]

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис достоверен, “сахих”).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что Пророк сказал: “За мальчика [надо принести в жертву] двух одинаковых[25]  баранов, а за девочку – одного барана” (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи)[26].

Из этих трех хадисов следует, что при рождении девочки надо заколоть одного барана, а при рождении мальчика, в зависимости от материального положения отца, в жертву приносится один[27] или два барана[28].

Большая часть ученых исламского права считают, что принесение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).

Общие положения, касающиеся жертвенного животного:

а) Разрешается приносить в жертву  животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам:

– баран должен быть годовалым или старше (допускается заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого);

– жертвенное животное должно быть без явных пороков (например, нельзя приносить в жертву одноглазое[29]  или слепое животное, явно хромое или очень тощее)[30]

б) Нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Данное утверждение подкреплено словами Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует),  сказанными дочери Фатиме, когда она принесла жертву по случаю рождения Хасана и Хусейна: “Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо] и кормите [им] других, и не ломайте кости этого животного” (хадис передан Абу Даудом). Также это оговаривается в одном из хадисов от ‘Аиши[31].

в) Мясо “аль-‘акыка” распределяется таким образом: часть используется теми, кто принес животное в жертву (т. е. родителями ребенка), часть раздается в качестве подаяния, а оставшаяся – дарится близким.  Желательно немного дать и женщине, принимавшей роды.  Запрещена продажа какой-либо части мяса “аль-‘акыка”.

г)  Следуя хадису, желательно (мустахаб) приносить в жертву животное “аль-‘акыка” на имя новорожденного ребенка. При этом закалывающий животное говорит: “бисмил-ляхь, аллахумма лякя ва иляйкя ‘акыкату (…)”.

Перевод:

“С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] ‘акыка [имя ребенка]”.


[23] Как и в случае с жертвоприношением в праздник Курбан-байрам (в память о том, как Авраам был готов принести в жертву Богу родного сына), смысл жертвы состоит в том, что она необходима самим людям, а не Господу. Считать, что Господу необходимо жертвоприношение животного, означает непонимать смысл этого акта. Всевышний Аллах, по определению Его сущности, не нуждается в какой бы то ни было жертве. Об этом говорится в Священном Коране: “Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не дойдут до Бога, но [доходит до Него] богобоязненность ваша” (Св. Коран, 22:37).

Идея жертвы многократно упоминается в Библии. Ср., например: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои; Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие” (Пс., 49:9-14, 23).

[24] Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2130.

[25] Т.е. примерно одинаковых по возрасту, весу и т.д.

[26] См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадисы № 2132, 2133.

[27] При рождении мальчика можно принести в жертву только одного барана, что подтверждено Сунной Пророка: по случаю рождения внуков Хасана и Хусейна он зарезал по одному барану. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2747.

[28] Согласно Ветхому Завету, по повелению Господа при рождении сына или дочери должно было приносить в жертву “однолетнего агнца… и молодого голубя или горлицу” (Лев., 12:6).

[29] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2709.

[30] Ср.: “Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое: ибо это мерзость для Господа Бога твоего” (Втор., 17:1);

  “Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень” (Лев., 22:22).

[31] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2749.

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к радостному и счастливому событию. Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Так, Всевышний повествует о благовещении пророка Закарии (мир…

Чтение азана и икамата[4]. Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое – можно прочитать икамат. Абу Рафи‘ сказал: “Я видел, как Пророк после того, как Фатима[5]  родила Хусейна, прочитал в его ухо азан” (св. х….

Исходя из шариатских установлений, рекомендуется положить в рот новорожденному тщательно прожеванный финик. Делается это следующим образом: финик тщательно прожевывается (например, матерью младенца), после чего пальцем берется его небольшая часть и кладется в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта так, чтобы прожеванная масса коснулась всей ротовой полости. При отсутствии финика…

По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), желательно (мустахаб) побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос[12]. Говоря о желательности бритья головы младенца и подаяния серебром (или в виде его эквивалента в каких-либо денежных единицах), ученые…

Имянаречение[17] В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца. От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после его рождения]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в…