Главная / Русские имена / Социальная философия имени

Социальная философия имени

(Публикуется по журналу «Социологические исследования», 1990, № 2, 4, 5, 7, 8, 10)


Работа «Имена» написана П. А. Флоренским в 1923 — 1926 гг. В Проспекте цикла «У водоразделов мыс­ли», объявленного в 1922 г., указаны два выпуска, кото­рые на наш взгляд, прообразовали две части работы «Имена’»: теоретическая   выпуск 10 и личность». Тео­ретическая часть работы (XXII глава) полностью пуб­ликуется впервые (ранее опубликованы в сокращенном варианте главы IV   «Вопросы литературы», 1988, № 1). Эмпирическая часть работы (описание 18 парных мужских и женских имен как типов личности) опубли­кована в журнале «Социологические исследования» (1-988,.№ 6; 1989, № 2 — 6.’См. наст. изд.). Работа «Име­на» публикуется по оригиналу (машинопись, правленая автором   семейный архив Флоренских). В примеча­ниях и выверке текста использованы авторские подго­товительные материалы.


В книге П. А: Флоренского «Имена» представлена оригинальная теория художественного творчества, в ко­торой показано, как неповторимость художественного образа, порождаемого самим звучанием имени, творит ткань художественного произведения. Идеи, развитые в предыдущей главе «Строение слова» многотомной энци­клопедии «У водоразделов мысли», продолжаются о. Павлом через выявление не только того факта, что в «слове заключен образ», но что эссенция слова, сгу­щенная его энергия в «имени» неразрывна с порождаю­щей энергией бытования образа. Поэт одержим именем (гл. 1) в телесной оболочке «имени», что можно просле­дить на примере Марка   персонажа из цикла «Этюды о нравах». «…Придам к его имени „2″   это прибавит ему огонек, искру»   начало рассказа Бальзака, кото­рое цитирует в своей работе о. Павел, посвящено де­тальному описанию влияния имени на судьбу и деятельность человека. Бальзаковский текст, полностью приве­денный ниже, содержит своего рода ключ к идее всей ра­боты о. Павла Флоренского: «Я ни разу не встречал, да­же среди наиболее замечательных людей нашего време­ни, человека столь поразительной наружности; изучение этого лица внушало чувство грусти, переходившее под конец в ощущение, сходное с болью. Существовало ка­кое-то соответствие между этим человеком и его именем. Буква ,,2″, стоящая перед фамилией Маркас, —  буква, которую можно было видеть на всех адресованных ему письмах, которую он никогда не забывал проставить в своей подписи, —  эта последняя буква алфавита заклю­чала в себе нечто неуловимое, роковое.


Маркас! Повторите про себя это имя, состоящее из двух слогов: не чувствуете ли вы в нем какое-то злове­щее значение? Не кажется ли вам, что человека, кото­рый носит это имя, ждет удел мученика? Хоть это имя странно и дико, у него все права на то, чтобы сохранить­ся в памяти потомства; оно звучит стройно, оно легко произносится, ему присуща та краткость, которая подо­бает прославленным именам. Не ощущается ли в нем нежность, равная его необычности? Но не кажется ли оно вам также незаконченным? Я не взялся бы утвер­ждать, что имена не оказывают никакого влияния на судьбу. Существует тайная и необъяснимая гармония или, наоборот, явный разлад между именем человека и событиями его жизни; здесь нередко вскрывались от­даленные, но действенные соответствия. Битком набит весь шар земной, все в нем находится в связи со всем. Быть может, когда-нибудь люди вернутся к тайным нау­кам.


Не видится ли вам в форме буквы ,,2″ нечто изломан­ное внешним противодействием? Не отображают ли очертания этой буквы неверный и причудливый зигзаг бурной жизни? Что за ветер дохнул на эту букву, кото­рая во всех тех языках, где она существует, стоит во главе каких-нибудь пятидесяти слов, не более! Маркаса звали Зефиреном. Святой Зефирен   один из наиболее почитаемых бретонских святых. Маркас был бретонец».


На примере звучания имени Мариулы из «Цыган» Пушкина (гл. II), образа Сюзанны у Бомарше П. Фло­ренский дает картину рождения художественного произ­ведения. И тут нельзя не вспомнить слова другого тео: ретика слова, повлиявшего на его идеи поэта-символиста Вяч. Иванова. В своей статье о Пушкине он писал: «Имя он нарекает тому, что зачалось и быть могло, но стать не возмогло», что ждет, чтоб его позвали по имени и тем вызвали к жизни.


«И небылица былью станет, Коли певец ее помянет, Коль имя ей умел наречь».


Именуя, поэт «высвобождает мотылек   сознание   из темных покровов». «Имя умел наречь»   значит его подлинное услышал. Тут нельзя не вспомнить знамени­тое изречение Аристотеля: «поэзия философичнее исто­рии».


Мысли свои о творчестве П. Флоренский высказы­вает, всматриваясь в творчество «имеславца» Пушки­на. И здесь опять уместно привести слова его предшест­венника Вяч. Иванова. Именуя вещи и их отношения, Пушкин берет их «эйдетически… —  неизменно выявляет в них идею как прообраз». Отсюда естественное оживле­ние вещей… Если принимать «идею» не как отвлеченное понятие, а как реальность умозрения у Платона,— вещи «тем более живы, чем яснее напечатлевается на них животворящая и связующая их с живым целым идея». Имена Пушкина, по мнению Вяч. Иванова и Павла Фло­ренского, «суть живые энергии самих идей». Пушкин, говорит Вяч. Иванов, «право именует сущности, они же сами непосредственно являют, в ответ на правое их наи­менование, свою связь и смысл до некоей заповедной черты, когда наименование прекращается, потому что за нею   область немоты, где сущности говорят уже не живым, а, говоря стихами: «мертвым языком о тайнах вечности и гроба». Художественные темы есть имена как» проявления духовной сущности (гл. III).


Поэтическое инобытие   не последний предел воз­можного для человека восхождения. Восхождение «в соседство Бога»   это уже подвиг святости. И оттуда, от небесного чертога, где обитает святой, он несет на со­именные существа энергию своего имени. Об этом вто­рая часть книги П. А. Флоренского. В литературном • творчестве «имена» суть категории познания личности (гл. IV). Пытаясь строить универсальную систему «име-нотворчества», Флоренский приходит по существу к еди­ной теории, связывающей личность с культурой через типологию имени и с социальной проблематикой чер’ез фольклор и архетипы народного сознания, предвосхищая работы таких известных антропологов и социаль­ных психологов как Карл Густав Юнг и Клод Леви-Стросс.


Едва уловимый, зыбкий прообраз в изначальном звукообразе, особенно, как показывает Флоренский, при исследовании народного фольклора в народной поэ­зии   «Реестр о дамах…», менее оформлен, нежели звук. В мифотворческом народном сознании, пишет Вяч. Иванов, «образ является … не данным, а заданным: это задание и питает позднейшие мифологемы… Закли­нание отличается по форме от пра-мифа… императивом глагола; оно включает в себя или предполагает пра-миф». Флоренский также показывает в книге «Имена», что в литературном творчестве имена суть категории познания личности. И тогда личность сама по себе предстает как соединяющая в себе народное сознание с типологической определенностью своего имени (гл. IV). Вяч. Иванов признавал, что звуковой жест вместе с ритмом играет «важнейшую роль в возникно­вении стиха как заговорной формулы», но он не пере­ставал настаивать, что едва уловимый, зыбкий про­образ в изначальном звукообразе (часто, особенно в на­родной фантазии) менее оформлен, нежели звук». «Риф­ма есть свойство имени», —  считает Флоренский, что роднит художественное творчество с восприятием лич­ности в жизни и формирует «типический склад лично­сти» (гл. V). Определенность жизненного пути обусло­влена святым, как носителем имени своего. «По име­ни   житие, а не имя по житию». Имя в оценке Флорен­ского   тип, духовная конкретная норма личностного бытия, как идея, а святой есть наилучший ее выра­зитель (гл. VI).


Переходя от психологии и теории творчества к со: циологическим аспектам бытования имени (в гл. VII), Флоренский определяет имена как «фокусы социаль­ной энергии» (магия имени, гл. VIII). От социального плана он переходит к культурному фону (гл. IX), порож­даемому именем. Тут имена-эмблемы непостижимого, они связаны со знамениями, со знаменательными явле­ниями природы, тут и различные проявления культуры, их общечеловеческая значимость.


Таковы, например, географические названия и т. п. Историческая типология имен складывается при этом в логику общественных отношений, они становятся «лозунгами смысла» (гл. X). Рассматривая на примере имен «Иаков», «Варфоломей», какие события истории связаны с носителями подобных имен, он переходит (в гл. XI) к изложению истории жизненных циклов лич­ности на протяжении всей жизни от «райского периода в 3^5 года до формирования ,,я»»   первый прорыв пер­вородного греха и вплоть до формирования устоявшего­ся типа носителя данного имени. Через социальную пси­хологию имени Флоренский движется далее к общей теории имени как системы (последующие гл. XII XXII). В своей теории имени он выявляет «тип имени как представителя рода».


В другой работе и по другому поводу о. Павел гово­рит о родовой ответственности и ее значении: «Жизнен­ная задача всякого   познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношения отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего   познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуально свою, поставленную себе, а свою как члена рода, как органа великого целого; только при этом родовом самопозна­нии возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества…» При этом и опреде­ленный жизненный тип «закрепляется речью через имя». Именем выражается тип личности, онтологическая форма, которая определяет духовное и душевное строе­ние (гл. XIII). Особенно интересны для теории литера­туры выводы Флоренского относительно «эссенциаль-ности и онтологической сущности имен» (гл. XVIII). Тут устанавливается связь нравственной ценности лич-


‘ности с наследственными признаками (такими как му­зыкальность) или врожденными пороками (как, напри­мер, пьянство). С именем связаны «пластичность» лич­ности (гл. XX), с одной стороны, и индивидуализация, с другой, когда, например, имя отцовское преобладает над собственным именем данного лица через отчество (гл. XXI). Логический вывод из замечательного меж­предметного системного исследования имени, предпри­нятого Флоренским, что «типы духовного устроения соответствуют именам» (гл. XXII). Единственно воз­можный метод освоения имен   путь интуитивного проникновения в них.

Августа Агата Агафья Аглая Агнесса Агния Аграфена Агриппина Ада Аделаида Аза Алевтина Александра Алина Алиса Алла Альбина Анастасия Ангелина Анисья Анна Антонида Антонина Анфиса Аполлинария Ариадна Беатриса Берта Борислава Бронислава Валентина Валерия Ванда Варвара Василиса Васса Вера Вероника Викторина Виктория Виргиния Влада Владилена Владлена Владислава Власта Всеслава Галина Галя Ганна Генриетта Глафира Горислава Дарья Диана…

Август Авдей Аверкий Аверьян Авксентий Автоном Агап Агафон Аггей Адам Адриан и Андриян Азарий Аким Александр Алексей Амвросий Амос Ананий Анатолий Андрей Андрон Андроник Аникей Аникита Анисим и Онисим Антип Антонин Аполлинарий Аполлон Арефий Аристарх Аркадий Арсений Артемий Артем Архип Аскольд Афанасий Афиноген Бажен Богдан Болеслав Борис Борислав Боян Бронислав Будимир Вадим Валентин Валерий Валерьян…

Социологи проводили исследования, предлагая описать пять женских и пять мужских распространен­ных имен. Вот какими представляют их современники. Лена — создание почти ангельское. Она худенькая, светловолосая, серьезная, умная и приветливая. Оля — невысокая, крепкая, темноволосая, веселая и озорная хохотушка. Главное, компанейская, и гораздо более открытая, чем Лена. (Старшее поколение — Оленька — поэтическая де­вушка, хрупкая, светловолосая…

В далеком 1914 году вышла в Петербурге тиражом 100 экземпляров небольшая брошюрка под интригую­щим названием «Власть имен (Странное…) О влиянии имени на судьбу человека». Ее автор, С. Р. Минцлов пи­шет: «К числу туманных загадок, на которые натыкает­ся человеческий разум, относится влияние на нравствен­ный облик и судьбу человека его имени. Почему сущест­вует — на этот вопрос…

АЛЕКСАНДРА. Помощь, надежная (греч). Бойкая. Беспокойна и неутомима. Всегда рядом. Обычно характер схож с мужским. Жизненный путь: «сорванец» — «деловая женщина». В обществе и семье столь активна, что на нежность, увы, не всегда достает сил.   АЛЛА. Другая (готск). Яркая, «непобедимая». Не как все. Энергичная. Устремленная ввысь, вдохновляюще-митинговая. Броская, красивая, мужчин не жалеет. Супружество, однако,…