Обрезание

Согласно мнению большинства исламских ученых, обряд обрезания мальчика должен быть выполнен до достижения им совершеннолетия. Однако является предпочтительным, чтобы данная сунна была соблюдена в первые дни после его рождения. Так, хадис от Джабира гласит: “Посланник Аллаха принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения”[32]  (св. х. аль-Байхакы)[33]

Существует большое количество хадисов, в которых говорится об обрезании. Вот некоторые из них.  

‘Аммар ибн Ясир сообщает: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “К “фитре”[34] относится следующее: полоскание рта, промывание носа, стрижка усов, чистка зубов палочкой “мисвак”, обрезка ногтей, выщипывание[35]  волос под мышками, стрижка волос на лобке и обрезание” (св. х.  имама Ахмада).

Абу Хурайра передает: “Посланник Аллаха сказал: “Фитра” заключается в обрезании, бритье волос на лобке, стрижке усов, обрезке ногтей и выщипывании волос под мышками” (св. х. аль-Бухари и Муслима).

Среди ученых исламского права относительно данного вопроса существуют некоторые расхождения во мнениях. Такие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, имам Абу Ханифа, а также некоторые факихи ханбалитской школы  рассматривают обрезание в качестве сунны-рекомендации. В то же время имамы аш-Шафи‘и, Малик и Ахмад, а также аль-Авза‘и и другие считают, что обрезание относится к категории “ваджиб”, т.е. по своей важности близко к фарду.

Полезно знать следующее высказывание имама Малика: “Кто не совершит обряд обрезания, тому запрещено выполнять молитву в качестве имама”.

Согласно маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам, человеку, не совершившему обрезание, нежелательно (макрух) быть имамом (предстоятелем) на молитве[36].


[32] Как известно, ритуал обрезания восходит ко временам Авраама, которому, согласно Библии, было повеление от Бога: “Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой” (Быт., 17:10-14).

Обряд обрезания соблюдался и в новозаветное время: есть свидетельства об обрезании младенца Иисуса (мир ему) на восьмой день после рождения (Лк., 2:21), Иоанна Крестителя (Лк., 1:57), апостола Павла (Флп., 3:5) и т.д. Позже, после вознесения Иисуса, в христианской общине возникли споры о необходимости обрезания. Тогда же апостолы и священники на совещании в Иерусалиме отменили обрезание, желая “не затруднять обращающихся к Богу из язычников” (Деян., 15:19), хотя гласит наставление пророка Моисея (мир ему): “Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего” (Втор., 4:2). Несмотря на то, что в результате споров среди христиан утвердилось мнение о том, что истинное обрезание есть крещение (Кол., 2:11-12), современная Церковь среди своих великих праздников, отмечает и праздник “обрезания Господня” (прости, Господи; астагфирулла).

Мусульмане же неукоснительно соблюдают обряд обрезания как знак вечного Завета с Богом, как повеление от Господа, которое не может быть отменено человеческим решением.

[33] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т. Т. 4. С. 2751.

[34] Фитра (араб.) – естество; первозданная, подлинная природа человека; качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная,  неповрежденная вера в Единого Бога. К “физической” фитре относится упомянутое в хадисе.

[35] Допустима и другая форма удаления волос, например, бритье.

[36] Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. Т. 2. С. 192, 195, 196.

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к радостному и счастливому событию. Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Так, Всевышний повествует о благовещении пророка Закарии (мир…

Чтение азана и икамата[4]. Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое – можно прочитать икамат. Абу Рафи‘ сказал: “Я видел, как Пророк после того, как Фатима[5]  родила Хусейна, прочитал в его ухо азан” (св. х….

Исходя из шариатских установлений, рекомендуется положить в рот новорожденному тщательно прожеванный финик. Делается это следующим образом: финик тщательно прожевывается (например, матерью младенца), после чего пальцем берется его небольшая часть и кладется в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта так, чтобы прожеванная масса коснулась всей ротовой полости. При отсутствии финика…

По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), желательно (мустахаб) побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос[12]. Говоря о желательности бритья головы младенца и подаяния серебром (или в виде его эквивалента в каких-либо денежных единицах), ученые…

Имянаречение[17] В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца. От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: “[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после его рождения]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова” (хадис приведен в…