Почетные лакабы

Особенно почетным считалось получить лакаб от самого правителя. Но были и такие люди, подобные Караханиду Бутра-хану, который присвоил себе почетный лакаб без ведома халифа или правителя.

Когда халиф назначает на новую должность, независимо от того, повышение это или понижение, то одновременно человеку присваивается особый лакаб. Но именно по первому лакабу этот человек становится всем известным, хотя некоторые имели несколько почетных лакабов. К примеру, везир Абу Али Хасан ибн Али имел почетное прозвище Низан ал-Мулк, что значит «устройство царства», но также у него было и другое прозвище, которое он получил чуть позже: Кавам ад-Дин, что значит «опора веры».

Шло время, и лакабы правителей стали приобретать более сложные формы. Приведем, к примеру, Джалал ад-аула ва-д-Дин ва-д-Дуниа, что значит «величие державы, мира и веры». К этим именам тоже нередко прибавляли ал-Хакк, что значит «истина».

Первые почетные лакабы стали появляться при Мухаммаде, да и он сам носил лакаб Расулуллах, что значит «посланник Аллаха». Многие помощники и современники Мухаммада тоже имели свои почетные лакабы. К примеру, полководец Халид Ибнулвалид имел прозвище Сайфула, или «меч Аллаха», а дядя пророка, Хамза, был доблестным воином и за это получил лакаб Аса-дулла, что значит «лев Аллаха».

Руководителем мусульманского общества после смерти Мухаммада стал Абубакр. Официально его стали называть Халиф Расулулла, что значит «заместитель посланника Аллаха», После него на престол вступил Умар Ибнхаттаб — в Европе он известен под именем Омар, — который тоже принял новый титул Амирулмуминин, или «повелитель правоверных». Именно с тех самых пор любой, кто объявлял себя халифом, независимо от того, где — в Багдаде, Дамаске, Каире или в Кордове, — одновременно с титулом возлагал на себя и лакаб Амирулмуминин.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

Как правило, при полном именовании вначале ставили лакаб, вторым — кунью, а потом только ставили сам алам. После алама шел насаб, затем нисбу. Также в самом конце после всех наименований ставили мансиб или унван, т.е. указывали сан или название должности. Но в самой реальности при употреблении таких мусульманских имен порой исчезает четкая граница между эпитетом…

В те времена считали, что имена обладают силой, и именем можно обмануть злых духов и даже напугать их. Так, к примеру, чтобы обмануть злых духов, которые были враждебны именно к этой семье или роду, ребенка называли именем из другого народа. В Древней Руси были такие же обычаи: ребенка нарекали Ненаш. Но можно обмануть злых духов…

Ничто в нашем мире не вечно, что-то исчезает, забывается, другое сильно изменяется, и появляется что-то совершенно новое. Поэтому титулы и звания не могут оставаться без изменений. К примеру, слово «мир» среднеазиатского происхождения перешло и в арабский язык — «амир». Но в сложных словах, таких как «мираб», «миршикар», «миршаб», это слово употребляется только в значении «заведующий»….

Такая вера в духов и в силу имен порождала определенные обычаи наречения. И очень часто такое наречение шло вместе с ритуалом «купли-продажи». Новорожденного ребенка отдавали в соседнюю семью, после чего приносили им символическую плату, а те отдавали ребенка. При этом у тюрков ребенка в большинстве случаев называли Сатылган, что значит «купленный», а у иранских народов…