Имена-заклинания

Считается, что в каждой мусульманской семье должен быть мальчик. Но бывало так, что рождались только одни девочки, а родители хотели сына. Тогда в этом случае родившуюся девочку нарекали «брат» или «сын». Тем самым родители хотели, чтобы духи узнали о том, что у них родился мальчик. Духи должны были разувериться в действиях своих чар и перестали бы мешать дальнейшему зачатию мальчика. Узбеки в этих случаях называли дочь Угул, что значит «сын», а таджики нарекали Додар — «брат». Но, как правило, к этим именам присоединялись особые слова, которые служили показателями женских наречий, к примеру, Угулой, Угулбиби, Додаргул, Дадарой и др. А имя Додар таджики могли дать и мальчику, тем самым желая, чтобы он не был единственным ребенком в семье.

Также среди тюркских имен можно встретить имя Кизларбас, что значит «хватит девочек». Как правило, такие имена давались в семьях, где в основном рождались девочки. Желая иметь сына, родители могли дать новорожденной имя, которое бы означало, что они больше не хотят детей женского пола. А у кумыков называли девочку Кызтувмой, что значит «не родись девочка», или Кызтамамой — «девочки кончились». Таджики, в свою очередь, давали имена с приставкой бас-, что значит «хватит» или «довольно», — к примеру, Басгул, Басак, Баемо.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

Насаб в чем-то имеет сходство с русским отчеством, но не был привилегированным. К примеру, Абу-л-Касим Мухаммад ибн Абдаллах ибн Абд-ал-Муталлиб значит «отец Касима, Мухаммед сын Абдаллаха сына Абд Ал-Муталлиба». Можно сделать вывод, что каждый араб без исключения знал имена всех своих предков, часто даже до двенадцатого колена. Также заметим, что после куньи и алама в…

Отсутствие фамилий восполнялось большим разнообразием имен. Вот только в официальных документах каждый человек именовался по отцу «сын такого-то». Но в жизни кунью, как и алам, заменяли прозвища и названия должности. И многие предпочитали обращаться не по имени и даже не по кунье, а по должности и по званию. Среди старой интеллигенции распространено обращение «мулло» или…

Нисба в основном образовывалась от названия самого рода или даже племени. К примеру, Рабиа ал-Адавийа, что значит «Рабиа из Ади». Нисба также могла образоваться и от наименования места, где родился человек (к примеру, Джафар Рудаки, что значит «Джафар из Рудака», или Мухаммад ат-Табари, соответственно «Мухаммад из Табаристана»). Нисба могла быть присоединена и к имени родоначальника…

В те времена считали, что имена обладают силой, и именем можно обмануть злых духов и даже напугать их. Так, к примеру, чтобы обмануть злых духов, которые были враждебны именно к этой семье или роду, ребенка называли именем из другого народа. В Древней Руси были такие же обычаи: ребенка нарекали Ненаш. Но можно обмануть злых духов…