Главная / Мусульманские имена со значением / Династии султанов и лакабы

Династии султанов и лакабы

В истории были такие моменты, когда халифы старались препятствовать другим правителям, когда те хотели присоединить к своему имени лакаб «венец общины». К примеру, один халиф доказывал правителю Багдада Буиду Адудуддава, что титул-лакаб Таджулмилла может быть только у халифов, так как это говорило о признании царем и главой всех мусульман. Но все-таки Адудуддава добился своего; в итоге этот лакаб был присоединен именно к его титулу. Со времен Буида по своему желанию правители стали называться шахиншахами, поскольку их перестал удовлетворять сан султана, и они хотели обладать полной светской властью. При этом халиф уже не стал препятствовать такому желанию Буидов. Но, что интересно, само слово «шахиншах» для мусульман когда-то было так же противно и ненавистно, как и титул самого римского императора.

Затем за Буидами последовали другие султаны, которые стали брать себе громкие титулы.

В X в. главными соперниками Буидов стали Саманиды. Саманиды, в отличие от своих соперников, не носили титулы с элементом Давла. Но тем не менее их титулы были по-своему внушительны (к примеру, ал-Малик ал-Муайяд, что значит «царь, хранимый Аллахом», или ал-Малик ал-Музаффар, что значит «царь победоносный»).

К тому же у Саманидов был такой обычай, по которому они давали лакаб или титул умершему султану. К примеру, амир Ахмад был убит дворцовой гвардией, впоследствии он получил лакаб ал-Амир Аш-Шахид, что значит «амир убиенный».
Параллельно лакабы начинают раздавать налево и направо. С этого времени титулы-лакабы давали не только халифы другим правителям, равным халифам по уровню власти, но и правители отдельных государств отныне имели право давать почетные звания своим вассалам. И здесь весьма отличились Саманиды, у которых почти все крупные полководцы и наместники в их государстве получали пышные титулы.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

Как правило, при полном именовании вначале ставили лакаб, вторым — кунью, а потом только ставили сам алам. После алама шел насаб, затем нисбу. Также в самом конце после всех наименований ставили мансиб или унван, т.е. указывали сан или название должности. Но в самой реальности при употреблении таких мусульманских имен порой исчезает четкая граница между эпитетом…

В те времена считали, что имена обладают силой, и именем можно обмануть злых духов и даже напугать их. Так, к примеру, чтобы обмануть злых духов, которые были враждебны именно к этой семье или роду, ребенка называли именем из другого народа. В Древней Руси были такие же обычаи: ребенка нарекали Ненаш. Но можно обмануть злых духов…

Ничто в нашем мире не вечно, что-то исчезает, забывается, другое сильно изменяется, и появляется что-то совершенно новое. Поэтому титулы и звания не могут оставаться без изменений. К примеру, слово «мир» среднеазиатского происхождения перешло и в арабский язык — «амир». Но в сложных словах, таких как «мираб», «миршикар», «миршаб», это слово употребляется только в значении «заведующий»….

Такая вера в духов и в силу имен порождала определенные обычаи наречения. И очень часто такое наречение шло вместе с ритуалом «купли-продажи». Новорожденного ребенка отдавали в соседнюю семью, после чего приносили им символическую плату, а те отдавали ребенка. При этом у тюрков ребенка в большинстве случаев называли Сатылган, что значит «купленный», а у иранских народов…