Главная / Мусульманские имена со значением / Династии султанов и лакабы

Династии султанов и лакабы

В истории были такие моменты, когда халифы старались препятствовать другим правителям, когда те хотели присоединить к своему имени лакаб «венец общины». К примеру, один халиф доказывал правителю Багдада Буиду Адудуддава, что титул-лакаб Таджулмилла может быть только у халифов, так как это говорило о признании царем и главой всех мусульман. Но все-таки Адудуддава добился своего; в итоге этот лакаб был присоединен именно к его титулу. Со времен Буида по своему желанию правители стали называться шахиншахами, поскольку их перестал удовлетворять сан султана, и они хотели обладать полной светской властью. При этом халиф уже не стал препятствовать такому желанию Буидов. Но, что интересно, само слово «шахиншах» для мусульман когда-то было так же противно и ненавистно, как и титул самого римского императора.

Затем за Буидами последовали другие султаны, которые стали брать себе громкие титулы.

В X в. главными соперниками Буидов стали Саманиды. Саманиды, в отличие от своих соперников, не носили титулы с элементом Давла. Но тем не менее их титулы были по-своему внушительны (к примеру, ал-Малик ал-Муайяд, что значит «царь, хранимый Аллахом», или ал-Малик ал-Музаффар, что значит «царь победоносный»).

К тому же у Саманидов был такой обычай, по которому они давали лакаб или титул умершему султану. К примеру, амир Ахмад был убит дворцовой гвардией, впоследствии он получил лакаб ал-Амир Аш-Шахид, что значит «амир убиенный».
Параллельно лакабы начинают раздавать налево и направо. С этого времени титулы-лакабы давали не только халифы другим правителям, равным халифам по уровню власти, но и правители отдельных государств отныне имели право давать почетные звания своим вассалам. И здесь весьма отличились Саманиды, у которых почти все крупные полководцы и наместники в их государстве получали пышные титулы.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

У арабов в домусульманской антропонимии чаще всего считалось личное имя — «нему аламин». Хотя есть советские люди арабского происхождения, которые настаивают на приставке к имени — «исм», в особенности когда речь заходит о личных именах, но в зарубежной литературе употребляют термин «алам» (ударение на первый слог). Но стоит помнить, что «исм» в арабском языке является…

Считается, что в каждой мусульманской семье должен быть мальчик. Но бывало так, что рождались только одни девочки, а родители хотели сына. Тогда в этом случае родившуюся девочку нарекали «брат» или «сын». Тем самым родители хотели, чтобы духи узнали о том, что у них родился мальчик. Духи должны были разувериться в действиях своих чар и перестали…

В некоторых семьях бывало так, что дети часто умирали. И люди в те времена не могли найти или понять причину таких событий. Тогда они искали спасения в именах-заклинаниях. Так, к примеру, у тюркоязычных народов можно встретить такие имена, как узбекское Турди и туркменское Дурды, что значит «остался», а также имена Турсун и Дурсун, что значит…

Это слово с арабского языка можно перевести как «прозвище». Но уже в истории мусульманских государств оно имело немного другое значение, что-то вроде титула, а может, названия должности или звания. Уже в I в. новый титул халифа Омара и прозвище омейядского правителя Язида Второго объединили в один термин — лакаб. Кстати, у правителя Язида Второго было…