Кунья

Человек у арабов мог становиться знаменитым и по кунье. Куньей считают особое наименование по дочери или по сыну. К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана». Кунья называется по имени старшего сына или дочери. А пророк Мухаммед имел кунью Абу-л-Касим, но тем не менее в исторических сведениях не указано, что у него был старший сын по имени Касим.

К тому же еще при жизни Мухаммада в обычай вошло детям давать наряду с аламом и кунью. Сам выбор куньи всегда подчиняется особым правилам, в которых между куньей и аламом можно будет легко установить определенную ассоциативную связь. К примеру, к именам Хасан и Хусейн в основном присоединяли специальную кунью Абу Али. Значит, здесь в качестве почетного звания или прозвища было имя самого отца и имя сына, который был назван в честь исторического или мифического лица. Основа «Абу» арабского происхождения и означает «отец». Но уже в имени-кунъе оно утрачивает это значение, со временем превращаясь только в формальный показатель. В итоге связь между куньей и аламом становится со временем все более и более незначительной.

Через некоторое время кунья выступает как: особый социальный знак, статус. К примеру, куньи Абу Мансур, что значит «победитель», Абу Наср — «победоносный», подобные стали принадлежать отныне только представителям верхних слоев общества.

Хотя кунья могла быть у любого мусульманина, по самой кунье могли называться практически все. Особой милостью считалось для любого подданного, когда его кунью произносили при вышестоящем лице.

А во времена правления династии Газневидов (977—1186 гг.) в церемонии награждения приближенных, в которой участвовал сам султан, слуга специально громко выкрикивал кунью человека, которого будут награждать. Делалось это непосредственно перед тем, как его коня должны были подвести к шатру. Но называть себя по кунье считалось просто-напросто неприличным.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

В истории были такие моменты, когда халифы старались препятствовать другим правителям, когда те хотели присоединить к своему имени лакаб «венец общины». К примеру, один халиф доказывал правителю Багдада Буиду Адудуддава, что титул-лакаб Таджулмилла может быть только у халифов, так как это говорило о признании царем и главой всех мусульман. Но все-таки Адудуддава добился своего; в…

Прадед Мухаммада носил имя Абдулманаф, что значит «раб Манафа», т. е. имя, посвященное одному из идолов. И это имя вошло практически во все родословные пророка Мухаммада. Можно сделать вывод, что мусульманское духовенство пропустило такое явное нарушение запрета. Этот запрет был наложен на все языческие имена, в том числе и на идолопоклоннические имена. Источник: Хигир Б.,…

Один из самых распространенных элементов личного имени у татар — «мин», что значит «родинка». Возможно, по старым преданиям родинка приносила счастье, а если к самому имени прибавить этот элемент, то ребенка можно оградить от несчастья. Так появились имена Минлебикэ, что значит «госпожа», «родинка-хозяйка»; Минлебай, что значит «родинка-богатырь»; Минленур, что означает «родинка-луч» и т.п. По мере…

В основном лакабы присваивались за заслуги перед халифом или султаном, перед «отечеством». Но так было лишь в самом начале, когда лакабы только стали входить в моду. После XI в. все стало иначе, теперь значение лакабов резко упало. В итоге порядок их присвоения стал так запутан, что это стало поводом для насмешек со стороны писателей и…