Кунья

Человек у арабов мог становиться знаменитым и по кунье. Куньей считают особое наименование по дочери или по сыну. К примеру, возьмем четвертого правителя халифа Али, который имел кунью Абу-л-Хасан, что значит «отец Хасана». Кунья называется по имени старшего сына или дочери. А пророк Мухаммед имел кунью Абу-л-Касим, но тем не менее в исторических сведениях не указано, что у него был старший сын по имени Касим.

К тому же еще при жизни Мухаммада в обычай вошло детям давать наряду с аламом и кунью. Сам выбор куньи всегда подчиняется особым правилам, в которых между куньей и аламом можно будет легко установить определенную ассоциативную связь. К примеру, к именам Хасан и Хусейн в основном присоединяли специальную кунью Абу Али. Значит, здесь в качестве почетного звания или прозвища было имя самого отца и имя сына, который был назван в честь исторического или мифического лица. Основа «Абу» арабского происхождения и означает «отец». Но уже в имени-кунъе оно утрачивает это значение, со временем превращаясь только в формальный показатель. В итоге связь между куньей и аламом становится со временем все более и более незначительной.

Через некоторое время кунья выступает как: особый социальный знак, статус. К примеру, куньи Абу Мансур, что значит «победитель», Абу Наср — «победоносный», подобные стали принадлежать отныне только представителям верхних слоев общества.

Хотя кунья могла быть у любого мусульманина, по самой кунье могли называться практически все. Особой милостью считалось для любого подданного, когда его кунью произносили при вышестоящем лице.

А во времена правления династии Газневидов (977—1186 гг.) в церемонии награждения приближенных, в которой участвовал сам султан, слуга специально громко выкрикивал кунью человека, которого будут награждать. Делалось это непосредственно перед тем, как его коня должны были подвести к шатру. Но называть себя по кунье считалось просто-напросто неприличным.

Источник: Хигир Б., "Восточные имена народов России"

Все имена людей, как и все слова, зависят от законов лингвистики. А антропонимы в любом языке образуют свой особый слой определенных слов. И в этих словах, как правило, всегда возникают свои закономерности. Значение имен совсем мало зависит от самой структуры языка по сравнению с другими словами. Все знают, что практически у всех народов мира женские…

Это слово с арабского языка можно перевести как «прозвище». Но уже в истории мусульманских государств оно имело немного другое значение, что-то вроде титула, а может, названия должности или звания. Уже в I в. новый титул халифа Омара и прозвище омейядского правителя Язида Второго объединили в один термин — лакаб. Кстати, у правителя Язида Второго было…

Популярность того или иного имени зависит от многих фактов. Какое-то определенное имя могло быть очень модным, и каждая мама старалась назвать своего ребенка этим именем, как, к примеру, была мода в давние времена на имена, созвучные со знаками Зодиака. Возможно, имя только появилось, и его звучание и значение понравились многим. Или, может быть, имя перешло…

Имена у арабов-бедуинов обозначают практически все предметы их кочевого быта. К примеру, можно встретить имя, обозначающие верблюжьи седла — Сурайдж и Кутайба, путы — Шикал и множество других предметов. Все эти имена для бедуинов являлись защитными именами, которые отгоняли злых духов. Ребенок носил такое имя только лишь до 7 лет, после этого он получал другое,…

Однако и прозвища могли стать аламом. К примеру, прадед известного мусульманского пророка Мухаммеда, который был родоначальником хашимитов, при рождении имел имя Амр, но известным он стал под прозвищем Хашим. Есть предание, по которому Амр часто устраивал для своих гостей и соплеменников пир и угощения, так как он был очень гостеприимным человеком. Он крошил в блюдо…